Суббота, 21.12.2024, 20:02
Добро пожаловать! | RSS
Навигация
Главная » Родителям от психолога » Мотивация обучения

Мотивация обучения
17.07.2017, 12:52

«Способность быть счастливым во многом зависит от нас самих»

Шарлотта Бронте (английская романистка)

 

Мотивация («мотив» от лат. – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.

Процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека.

Как нам всем известно: качество знаний учащихся школ в последние годы снижается и причина этого явления – чрезмерно низкая мотивация у учащихся к получению знаний.

Современная жизнь диктует свои условия – просто родить и любить своего ребёнка – этого уже недостаточно, важно ещё суметь воспитать достойного, мыслящего человека, подготовленного к жизни в обществе.

 

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» Дж. Равен

Если человек стремится овладеть знаниями — эффективность познавательного процесса в разы возрастает. Однако преподаватели, родители часто сетуют на то, что дети не проявляют интерес к учёбе. А вот почему так происходит и в чем здесь основная причина – это вопросы вопросов.

 

Причины низкой школьной мотивации (по причине учащегося):

  • Непринятие новых условий, отсутствие адаптации
  • Трудности с восприятием нового материала
  • Неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры
  • Проблемы в общении со сверстниками, учителями
  • Нежелание следовать нормам и правилам
  • Нервно-психические расстройства
  • Отсутствие интереса к предмету
  • Эмоционально-некомфортная обстановка

 

Мотивацию ребёнка также снижает:

  • Недостаток родительского внимания и любви
  • Сомнения в способностях ребёнка, упрёки, принижающая критика
  • Высокие нагрузки (не по возрасту)

 

Выход:

- Разговаривайте с ребёнком, пытайтесь его услышать, обязательно выясните все причины нежелания выполнять задания, и причины агрессии в адрес учебного заведения. Узнали причину – предложите решение, (а лучше всего находите их совместно с ребёнком).

- Задайте ребёнку вопрос: « Тебя что-то беспокоит? — расскажи нам о своих переживаниях. Подскажите ему решение: «Нам нечего бояться, все будет хорошо». Поборов страх ребёнка, вы уберёте у него препятствия к достижению нужного результата.

Помните! Радость от достижения – стимул двигаться дальше. Вера в себя — путь к успеху.

- Используйте в общении с ребенком вопросы, придуманные американским психологом А.Кингом, которые действенны в самых разных учебных ситуациях:

Что случится, если…?

Приведите пример…

В чем сильные и слабые стороны…?

На что это похоже…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом…можно использовать для…?

- Для повышения мотивации, есть ещё один весьма интересный вариант — это использование детских, шуточных «контрактов» (своеобразные договора), заключаемые между учителем и учащимися, родителем и ребенком. В таком соглашении (после совместного обсуждения) чётко фиксируется объёмов работы, её качества и оценки. Такие контракты – не только вырабатывают и организуют самостоятельность у детей, но и к тому же создают в процессе обучения психологическую атмосферу безопасности, ответственности и свободы.

Мотивированные на достижение успеха учащиеся активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя внутренние ресурсы.

 

Очень важно при обучении ребенка в начальных классах сформировать основы мотивации достижения успеха. Если в детском саду ребенка хвалят за все, что он сделал, нарисовал, спел, то при обучении в школе он сталкивается с тем, что не всегда его действия, результаты деятельности оцениваются на «отлично». Без своевременной поддержки и помощи со стороны взрослых чаще всего у школьника начинает развиваться мотивация избегания неудач, так как легче что-то не делать, чтобы не ошибиться, чем, преодолев трудности, много раз сделать ошибки, но достичь желаемого результата самостоятельно.

И мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания (боязнь неудач) направлены на получение результата, только вот способы, характер поведения, эмоций и состояний абсолютно разные.

Люди с выраженной ориентацией на успех (те, у кого преобладает мотивация достижения) предпочитают оптимистичный взгляд на жизнь, рассматривают задачи как стимул к движению вперед, к развитию, реагируют на появление препятствий с оптимизмом и энергией. Они опираются на свои способности (реально их оценивая и развивая), прилагают усилия к достижению цели, считают, что во многом только от них самих зависит успех. Присутствует также ощущение контроля над собственной жизнью – ты сам капитан своего корабля.

Другая категория людей – это как раз те, у кого преобладает боязнь неудач (мотивация избегания), концентрируются на возможных сложностях, стараются минимизировать потери в ситуации достижения своих целей. У них повышена тревожность из-за постоянных сомнений и неуверенности в своих силах решить проблемы и достичь успеха. Хотя такая стратегия заставляет работать больше, чем обычно, появление непредвиденных сложностей может значительно повлиять на эффективность их действий. Срабатывает парадоксальный механизм – препятствия рассматриваются как подтверждение их сомнений, что ничего не получится. «Я так и думал!» В результате часто не хватает просто настойчивости. Ключевым компонентом является страх оценки cебя другими, ощущение стыда.

В некотором смысле избегание неудачи – это помощь и стимул для достижения результатов. Это сила, которая подталкивает человека, влияет на выбор направления движения и выбор способов поведения. С другой стороны, боязнь неудач приводит к частым эмоциональным спадам, тревожности, занижению собственной значимости и самоэффективности. В результате, это может выглядеть так: «вот Вася-сосед – у него все получается. И учится он хорошо, и друзья у него есть, и в конкурсах он побеждает. А у меня ничего не получается, никто меня не замечает и вообще жизнь-жестянка».

Нельзя говорить о чистых типах ориентации либо только на успех либо на избегание неудач. Это именно преобладание того или иного типа достижения

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

 

Правильная мотивация создает правильное направление движения

Категория: Родителям от психолога | Добавил: gimslob
Просмотров: 1165 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
О персональных данных *


ДО
Поиск
Партнеры
ВятГУ
Слободская центральная районная больница имени академика А.Н.Бакулева
Госуслуги
Сайт Правительства Кировской области
Ссылки
Информационно-образовательные ресурсы
Блог школьного Всезнайки
Волонтеры информационного общества
Александр Костюнин. Творческая лаборатория
Рейтинг сайтов
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Block title

Яндекс.Метрика
МКОУ гимназия г.Слободского © 2024 Конструктор сайтов - uCoz