Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МКОУ гимназии г. Слободского
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-медико-педагогическом
консилиуме МКОУ гимназии г.Слободского (далее – ПМПК, гимназия) регулирует деятельность
психолого-медико-педагогического консилиума как структурного подразделения психолого-медико-педагогической
службы (далее ПМПС) гимназии для оказания помощи детям со специальными
образовательными потребностями.
1.2.ПМПК представляет собой объединение специалистов гимназии,
организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического
диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в
адаптации к условиям данной образовательной организации в связи с отклонениями
в развитии.
1.3. Специалисты ПМПК выполняют соответствующую работу в
рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей,
оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным
запросом на участке в работе консилиума.
1.4.
ПМПК в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего
органа управления образованием, Примерным положением о
психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (письмо
Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27.03.2000), Уставом гимназии,
Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" другими нормативными
правовыми документами и настоящим Положением.
2. Цель и задачи работы психолого-медико-педагогического
консилиума
2.1. Целью работы ПМПК является определение и организация в
рамках гимназии адекватных условий
развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными
возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического
здоровья.
2.2. В задачи работы ПМПК гимназии входит:
— выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии
детей;
—
выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
— разработка рекомендаций учителю, воспитателю, родителям (законным
представителям) несовершеннолетних учащихся гимназии для обеспечения
индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
— отслеживание динамики развития и эффективности
индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
— определение готовности к школьному обучению детей старшего
дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»;
— выработка рекомендаций по созданию в гимназии условий,
адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости рекомендаций
родителям (законным представителям) несовершеннолетних учащихся по переводу
ребенка в специальный класс, специальную
образовательную организацию, по выбору наиболее комфортной для ребенка формы
обучения (семейное, на дому и др.), по обследованию в областной психолого-медико-педагогической
комиссии и т.д.;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных
перегрузок и срывов учащихся, организация лечебно-оздоровительных мероприятий и
психологически адекватной образовательной среды для учащихся гимназии;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное
развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками,
умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей
работы, оценку ее эффективности;
—
организация взаимодействия между всем педагогическим коллективом гимназии и
специалистами, участвующими в работе ПМПК, при возникновении трудностей
диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной
динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПК более высокого уровня.
3. Организация деятельности состав
ПМПК
3.1. ПМПК организуется на базе гимназии.
3.2. Состав ПМПК утверждается приказом директора гимназии.
3.3. Общее руководство ПМПК осуществляет заместитель
директора гимназии, на которого возложены соответствующие обязанности.
3.4. Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется
по инициативе его родителей (законных представителей) или педагогических работников гимназии. В
случае инициативы обследования ребенка, исходящей от педагогических работников
гимназии, на это должно быть получено письменное согласие родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся. Форма согласия на обследование и дальнейшее
сопровождение ребенка – Приложение №1 к настоящему Положению.
При несогласии
родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся специалистами
ПМПК должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания
проблемы, исходя из интересов ребенка.
3.5. Обследование ребенка осуществляется с соблюдением норм
профессиональной этики. Специалисты ПМПК обязаны хранить профессиональную
тайну, в том числе соблюдать конфиденциальность информации, персональных
данных, содержащихся в заключении.
3.6. Обследование ребенка проводится каждым специалистом
ПМПК индивидуально, при необходимости или при желании родителей (законных
представителей) — в их присутствии.
3.7. ПМПК имеет право запросить из личного дела учащегося,
сформированного в гимназии, от педагогических работников гимназии, от родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся следующие документы:
—
свидетельство о рождении ребенка;
— подробную выписку из истории развития ребенка с
заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда
и т.д. в зависимости от имеющихся отклонений в развитии ребенка. При
необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке
медицинский работник ПМПК по согласованию с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних учащихся направляет запрос соответствующим
медицинским специалистам;
— педагогическое представление (характеристику);
— письменные работы по русскому, математике, рисунки и
другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка и др.
3.8. Результаты обследования ребенка специалистами ПМПК
протоколируются, отражаются в заключении, которое составляется коллегиально и
является основанием для реализации соответствующих рекомендаций по обучению,
воспитанию, лечению, при необходимости — по профориентации и трудоустройству, а
также социальной и трудовой адаптации. Все сведения вносятся в протоколы
заседаний ПМПК и Карту развития ребенка.
3.9. В диагностически сложных или конфликтных случаях
специалисты ПМПК гимназии рекомендуют родителям (законным представителям) несовершеннолетнего
учащегося обследовать ребенка в областной ПМПК.
3.10. В ПМПК ведется следующая документация.
— журнал предварительной записи детей на ПМПК;
— журнал протоколов плановых и внеплановых заседаний ПМПК;
- журналрегистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения
и рекомендаций ПМПК;— Карта развития ребенка с краткими обобщенными заключениями
специалистов, окончательным коллегиальным заключением ПМПК, дневником
(листом-вкладышем) динамического наблюдения, листами коррекционной работы
специалистов;
— Приказ о составе
ПМПК;
— график плановых консилиумов (не реже одного раза в квартал);
— списки детей, находящихся под динамическим наблюдением
специалистов ПМПК;
— нормативные и методические документы, регулирующие деятельность
специалистов ПМПК.
Формы отдельных документов ПМПК - Приложение №2 к настоящему
Положению
3.11. Примерный состав ПМПК: заместитель директора по
учебно-воспитательной работе (председатель ПМПК), учитель (классный руководитель),
представляющий ребенка на ПМПК; учителя с большим опытом работы;
педагог-психолог, социальный педагог, врач (педиатр, невропатолог или детский
психиатр); медсестра. При отсутствии специалистов в гимназии, они привлекаются
к работе ПМПК на договорной основе, по согласованию.
3.12. Дети, прошедшие
обследование ПМПК, находятся под
наблюдением специалистов ПМПК в течение всего периода обучения в гимназии. Все результаты
наблюдений фиксируются в Карте развития ребенка.
4. Подготовка и проведение ПМПК
4.1. Заседания ПМПК могут быть плановые и внеплановые при
необходимости.
4.2. Периодичность заседаний ПМПК определяется реальным
запросом гимназии г. Слободского на комплексное обследование детей с
отклонениями в развитии, но не реже одного раза в квартал проводятся плановые
заседания ПМПК, на которых осуществляется анализ состава, количества и динамики
развития учащихся, нуждающихся в психолого-медико-педагогической
диагностико-коррекционной помощи.
4.3. Деятельность плановых
ПМПК направлена на:
— анализ процесса выявления детей «группы риска», а также ее
количественного и качественного состава (дети с признаками школьной
дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети);
— определение путей психолого-медико-педагогического
сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных
условиях;
— профессиональную квалификацию динамики развития ребенка в
процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы,
внесение необходимых изменений в эту программу.
4.4. Внеплановые заседания ПМПК проводятся по запросам
специалистов (в первую очередь — учителей), непосредственно работающих с
ребенком.
Причиной проведения внепланового заседания ПМПК является
выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на
развитие ребенка в данных образовательных условиях.
Задачи внепланового ПМПК следующие:
— решение вопроса о необходимости принятия адекватных
экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
— внесение изменений в индивидуализированные
коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.
4.5. В течение 3 дней с момента поступления запроса на
диагностическое обследование ребенка председатель ПМПК согласовывает этот
вопрос с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося и
при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде,
организует проведение планового или внепланового заседания ПМПК.
4.6. ПМПК проводится не позднее 10 дней с момента согласования
вопроса с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.
4.7. Председатель обеспечивает присутствие на заседании ПМПК
кроме постоянных специалистов педагогических работников гимназии,
непосредственно работающих с ребенком, направивших ребенка на ПМПК и др.
4.8. В период с момента поступления запроса и до заседания
ПМПК каждый специалист ПМПК проводит индивидуальное обследование ребенка,
планируя время этого обследования с учетом реальной возрастной и
психофизической нагрузки.
4.9. Каждый специалист ПМПК составляет заключение по данным
соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации.
4.10. На период реализации рекомендаций, разработанных
специалистами ПМПК, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий
эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы
и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на
ПМПК.
4.11. Решением ПМПК ведущим специалистом назначается в
первую очередь педагог (классный руководитель) класса, в котором обучается
ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий
коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу.
4.12. ПМПК проводится под руководством председателя, а в его
отсутствие — заместителя председателя, назначаемого председателем или
директором гимназии.
4.13.
Ведущий специалист докладывает свое заключение о ребенке на заседании ПМПК и
оформляет протокол. Каждый специалист, участвующий в обследовании и/или
коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение
по ребенку. Последовательность представлений специалистов определяется
председателем ПМПК. Заключение каждого специалиста вкладывается в Карту
развития ребенка. Окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПК с
рекомендациями по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи
ребенку также фиксируется в Карте развития ребенка и подписывается
председателем и всеми членами ПМПК.
4.14. Результаты ПМПК доводятся до сведения родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего ребенка. Предложенные рекомендации
реализуются только при согласии, выраженном в письменном виде, со стороны
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ребенка.
4.15. Не реже одного раза в квартал (плановые ПМПК) на
основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с
ребенком, в дневник динамического наблюдения Карты развития ребенка вносятся
сведения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций,
составляется краткое обобщенное письменное заключение и перечень корректировок,
внесенных в рекомендации.
4.16. При направлении ребенка областную ПМПК заключение,
составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития,
представляется одним из специалистов ПМПК, сопровождающих ребенка вместе с
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего ребенка.
Приложение № 1 к Положению о психолого-медико-педагогическом консилиуме МКОУ гимназии г.Слободского,
утвержденному приказом директора от ___11.2014 г. № ____-ОД
Форма письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся МКОУ гимназии г. Слободского на обследование их
ребенка на ПМПК МКОУ гимназии г. Слободского
Согласие родителей (законныхпредставителей) на обследование несовершеннолетнего ребенка специалистами психолого-медико-педагогическогоконсилиума МКОУ гимназии г. Слободского и его сопровождение в соответствии споказаниями (Основание: пункт 3 ст. 42 Федеральногозакона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»)
Я,_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя, законного представителя) даю согласие на обследование моего несовершеннолетнего ребенка
_____________________________________________________,учащегося ______кл. МКОУ гимназии г.
Слободского, ______________года рождения, специалистами
психолого-медико-педагогического
консилиума МКОУ гимназии г. Слободского и сопровождение моего ребенка в соответствии споказаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПК.
Я проинформирован (-а) о том, что:
1. Срок действия данного согласия устанавливается напериод обследования ребенка специалистами ПМПК гимназии и его сопровождения в соответствии
с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.
2. Обследование и
сопровождение моему ребенку оказывается бесплатно в индивидуальном порядке специалистами
психолого-медико-педагогического
консилиума МКОУ гимназии г. Слободского.
3. Подтверждаю, чтоознакомлен (а) сдокументами образовательной
организации, регулирующими работу ПМПК гимназии, порядок обработки персональных данных, а также
с моими правами и обязанностями в этой области.
4. Я имею право в любое время до проведенияобследования отказаться от данного согласия, а также от проведения
сопровождения моего ребенка специалистами ПМПК гимназии, о чем обязуюсь
проинформировать гимназию в письменном виде.
«
____» _______________20_____г. ________________/_________________
(подпись) Приложение № 2 к Положению о психолого-медико-педагогическом консилиуме МКОУ гимназии г.Слободского, утвержденному приказом директора от
___11.2014 г. № ____-ОД
Формы документов ПМПК МКОУ гимназии г. Слободского
1.Журнал предварительной записи учащихся МКОУ гимназии г. Слободского на ПМПК №№ п/п
Дата, время
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения (число, месяц, год)
Пол
Инициатор обращения
Повод обращения
График консультирования специалистами
2. Журнал
регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения
и рекомендаций ПМПК
МКОУ гимназии г.Слободского №№ п/п
Дата, время
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения (число, месяц, год)
Пол
Проблема
Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк
Рекомендации
Специалист или состав ПМПк
3. Карта (папка) развития учащегося МКОУ гимназии г. Слободского
Основные блоки 1. «Вкладыши»: — педагогическая характеристика; — выписка из истории развития;
2. Документация специалистов ПМПК — заключения специалистов ПМПК; — коллегиальное заключение ПМПК; — дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы, мер, предпринятых до обращения в ПМПК, и их эффективности, сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПК.